Когда в конце 1990-х, начале 2000-х годов в России началось возрождение интереса к старинным танцам, одним из наиболее популярных оказался “вальс Людовика XV”, заимствованный из книги Н.П. Ивановского “Бальный танец XVI-XIX веков”. Сам автор называет его “Фигурный вальс” и приводит о нем следующие сведения: “Первоначально он назывался довольно странно — “фигурный вальс Людовика XV”. В конце XIX века он получил название “Фигурный вальс”, которое и удержалось по сей день.”
Описание этого танца содержится в главе “Русские бальные танцы XIX века”. В главе, кроме этого танца, приведено еще четыре других: Вальс-мазурка, па-де-катр, Миньон и Шакон. К сожалению, Ивановский оставил нам сведения об авторе только шакона, и ничего не пишет о других.
Изучение танцевальных учебников и отдельных изданий танцев того времени позволило определить авторов всех указанных танцев, за исключением одного — “фигурного вальса”. Однако, наше внимание привлекло произведение Н.Н. Яковлева “Новый салонный танец “Бостон” (Вальс)”, опубликованное в издательстве “Северная лира” в 1901 году.
Сравнение описаний “Бостона” Яковлева и “Фигурного вальса” Ивановского (см. таблицу) позволяет сделать предположение о том, что это один и тот же танец, при этом в “Фигурном вальсе” заметна работа Ивановского как хореографа. Последовательность движений осталась неизменной, однако танцующая пара в начальном положении развернута лицом в центр, благодаря чему получилась объемная композиция, в которой танцующие двигаются в круг, из круга, и по ходу танца. При этом решена проблема столкновений, поскольку пара более не возвращается против хода танца.
Справедливости ради, стоит отметить, что Яковлев не указывает в какую сторону направлена пара в исходном положении. В начале XX века позиция “как в обыкновенном вальсе” могла означать “кавалер стоит спиной к центру круга, дама лицом” либо “кавалер стоит лицом, а дама спиной по ходу танца”. Сложно сказать, является ли разворот пары лицом в центр круга целиком заслугой Ивановского, или это отражение традиции исполнения данного танца.
В описании Ивановского, в отличии от первоначальной версии, большое внимание уделено положениям рук. Во время глиссадов автор предлагает использовать позиции, характерные для другого танца того же времени — Миньона.
В целом, описание Яковлева, на которое, возможно, опирался Ивановский, составлено довольно небрежно: имеются многочисленные ошибки в тексте, в ряде случаев пропущены слова, в результате чего фразы начинают терять смысл. Если буквально следовать описанной схеме, то после вальса в 25-32 тактах, следует повторить 2 и 3 фигуры, которые вместе занимают 8 тактов. Однако, музыка, предложенная автором вся записана блоками по 16 тактов, и следовательно, танец может занимать или 32 или 48 тактов, но никак не 40. Вероятно, поэтому, Ивановский убрал все повторы, приведя схему танца к 32 тактам.
Известно, что Ивановский был знаком с работами Яковлева. В программах по хореографическим дисциплинам, выпущенных ЛГХТ (ныне Академия им. Вагановой), совместно с И.А. Иосафовым он опубликовал временную программу по историко-бытовому танцу, в которую в частности вошли танцы Яковлева: Па-зефир и Помпадур. В списке изучаемых танцев упоминается и вальс-бостон, однако, нам не удалось найти уточнений, имеется ли в данном случае фигурный танец, или техника вальса. В любом случае, в старших классах “английский вальс-бостон” предлагалось изучать отдельно, в разделе “Современные бальные танцы”.
Любопытно, что примерно в то же время, когда Яковлев выпустил свой танец, его коллега по сцене В. Ф. Левинсон выпустил танец Valse Louis XV. Эта композиция состояла из 16 тактов, в ней использовался специфический шаг с подбивкой, а фигуры не имели ничего общего с Яковлевской.
Таким образом, “Вальс Людовика XV” можно считать примером удачной адаптации танца начала XX века ведущим хореографом советской танцевальной школы. Благодаря Ивановскому, полузабытый танец получил вторую жизнь и дошел до нашего времени, оставаясь в живой бальной традиции. К сожалению, вопрос, откуда Ивановский взял название “Фигурный вальс Людовика XV” — по прежнему остается открытым.
Таблица: Сравнение фигур танца “Бостон” Н.Н. Яковлева и “Фигурного вальса Н.П. Ивановского.
Такты | Яковлев | Ивановский |
---|---|---|
Исходное положение: | Кавалер и дама становятся как в обыкновенном вальсе | Все танцующие становятся в позу вальса, лицом к центру круга |
1 фигура. 1-2 | Начинают кавалер с левой, а дама с правой ноги два шага налево, скользя в темпе “вальса”. | Танцующие делают два pas glisse вперед к центру круга; кавалер два glisse с левой, дама — с правой ноги; соединенные руки танцующих поднимаются наверх. Голова и корпус слегка наклонены к партнеру. |
3-4 | Затем обратно кавалер правой а дама левой ногой левой (*) два шага скользя по полу. | Танцующие делают два glisse назад из центра круга; кавалер с правой, дама с левой ноги. Соединенные руки опускаются. Голова и корпус наклонены вперед к опущенным рукам. На последнюю четверть этого такта, так же в позе вальса, кавалер встает спиной к центру круга, дама — лицом. |
5-8 | Затем считая на четыре сделать четыре demi тур обыкновенного венского “вальса”. | Вальс в три па вправо. На последнюю четверть первоначальное положение. |
9-16 | В таком порядке 1 части сначала танцуют 2 раза.Вторая фигура. Кавалер с дамой становятся vis-a-vis и берет правой рукой у дамы левую руку | Повторение первых восьми тактов. При окончании этой фигуры танцующие встают лицом друг к другу. Кавалер снимает правую руку с талии дамы и берет правой рукой левую руку дамы, левой рукой кавалер продолжает держать правую руку дамы. |
2 фигура. 17-18 | и делают кавалер шаг налево левой ногой а дама правой, затем глиссе правой ногой а дама левой. то па надо сделать один раз. | По направлению круга два glisse: кавалер оба glisse с левой, дама с правой ноги. Голова и корпус у кавалера слегка отклонены к правой руке, у дамы к левой |
19-20 | Затем разнимают руки и делают каждый отдельно один тур на одной ноге. | Отпустив руки, один тур вальса кавалер делает соло влево, дама вправо |
3 фигура. 21-22 | Кавалер берет правой рукой у дамы правую руку и поднимают руки наверх. Кавалер наклоняет голову на левое плечо и дама тоже наклоняет голову на левое плечо. Кавалер делает левой ногой шаг назад, а правой глиссе. т. е. придвигая к левой ноге, а дама делает одновременно с кавалером шаг правой ногой вперед придвигая к правой ноге (*). Эту фигуру делают два раза. | Лицом друг к другу кавалер и дама подают правые руки и округло поднимают их наверх. Голова и корпус слегка наклонены влево. В таком положении кавалер делает левой ногой два glisse назад спиной к центру круга, дама с правой ноги — лицом к центру круга |
23-24 | Затем обратно дама левой ногой шаг назад а правой ногой делает “Глиссе” т.е. придвигая к левой ноге а кавалер одновременно с дамой шаг правой ногой вперед придвигая ее к левой ноге. Так же эту фигуру сделать два раза. | Два pas glisse из центра круга кавалер делает правой ногой вперед, дама левой ногой вперед. |
4 фигура. 25-30 | Кавалер и дама разнимают руки. Кавалер берет даму как в обыкновенном “вальсе”. Семь demi tour | Вальс в три па вправо. На последнюю четверть шестого такта кавалер снимает правую руку с талии дамы и отводит ее в сторону, дама снимает левую руку с плеча кавалера и придерживает ею платье. |
31-32 | а на восьмой становятся как обозначено в 1-й фигуре. | Дама тур вальса делает соло вправо, кавалер держит левой рукой наверху правую руку дамы. Во время соло дамы кавалер вальсообразно продвигается вперед. |
2 и 3 фигуры танцуют 1 раз. И начинают “Бостон” сначала. | Эта фигура закачивается первоначальным положением первой фигуры. |
* — Авторский текст сохранен.
Использованная литература:
Яковлев Николай Николаевич. Новый салонный танец “Бостон”. Вальс. СПб, Северная лира, 1901
Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков. Ленинград — Москва, Искусство, 1948
Программы по хореографическим дисциплинам, ЛГХТ, 1936.
Стратилатов Борис (Бодхи), 2015.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.