Автор: Мария Жданова.
Оригинал статьи, и последние изменения.
Общие замечания и понятия
Кроме шага менуэта все описываемые шаги могут делаться как с правой, так и с левой ноги. Для простоты условимся описывать шаг с правой ноги.
Музыка для большинства танцев эпохи барокко начиналась из-за такта. Поэтому в частности, большинство движений также начиналось из-за такта. Исключение составляет, например, шаг контрато (contretemps – фр. «поперек музыки»), в котором прыжок= начало шага начинается не из-за такта, а на «раз».
Первая воздушная позиция. Вес переносится полностью на опорную ногу. Рабочая нога приподнимается на воздух, пятка касается пятки.
Mouvement. Плие + элеве (plié et élevé, sink and rise). Плие обычно идет на затакт.
Томлинсон: «Mouvement состоит из одного опускания в плие в начале шага и поднятия в конце движения. С Mouvement начинаются все шаги, кроме прыжков и шассе»
Па-грав или там-де-курант (не путать с шагом куранты) – пусть делается с правой ноги. Плие на левой, правая в воздушной позиции (на затакт). Подъем на левой ноге на полупальцы, правая всё еще в воздушной. Глиссад правой вперед (нога скользит по полу). На последний счет перенос веса.
Томлинсон: «Особенность этого шага состоит в том, что плие и подъем идут вместе и только потом начинается скольжение… Для примера, пусть шаг делается вперед. Нога, с которой вы хотите сделать шаг, полностью свободна и располагается в третьей позиции сзади той, на которой находится вес. Далее Вы опускаетесь в плие, поднимаетесь, при этом носки нога направлены в разные стороны… После чего нога движется медленно вперед, скользя по полу, и останавливается, пройдя расстояние, равное длине шага при ходьбе… После этого вес переносится на ногу, с которой делалось движение».
Шаг менуэта вперед
Шаг менуэта (без прыжка). Исполняется на 2 такта по ¾ (шесть счетов). Подготовительная позиция – правая нога в первой воздушной, плие на левой. На «раз» шаг правой на полупальцы, на «два» — плие на правой, левая уходит в воздушную позицию. «Три» — шаг левой на полупальцы. «Четыре», «Пять» — шаги сначала правой, потом левой на полупальцах, «Шесть» — подготовка для следующего менуэтного шага: плие на левой, правая уходит в первую воздушную.
Шаг менуэта (с прыжком). Первый такт так же, как и без прыжка. Далее, «четыре» — шаг правой на полупальцах. «пять» — пауза, «шесть» —прыжок с правой ноги на левую с продвижением (деми-жете), плие при приземлении, правая уходит в воздушную.
Шаг менуэта a trois mouvements. Первый такт так же, как и без прыжка. «Четыре» – шаг правой, на нее плие, левая уходит в воздушную. «Пять» — шаг левой, «Шесть» — плие на левой, правая в воздушную. Шаги a trois mouvements обычно появляются при шаге вбок (см.ниже).
Шаг менуэта a trois mouvements с прыжком. Также, как и предыдущий, только на «пять» — пауза, на «шесть» — деми-жете. Этот шаг иногда называют шагом пасспье.
Шаг менуэта вбок.
Общий метод такой же, как при шаге вперед: шаг, плие, шаг, шаг, шаг, плие. Укажем тонкости:
Если нога шагает не в «свою» сторону (правая – в левую, левая – в правую), то она может это сделать с закрытием вперед в третью (пятую) позицию, назад (тоже в третью или в пятую), и просто в первую. Последние варианты показывались Дианой Скривенер. В известных схемах таких вариантов нам не встречалось. Этих «хитрых» закрытий две штуки как при шаге вправо (на «три» и на «пять»), так и при шаге влево (на «раз» и на «четыре»). Классики (Рамо, Томлинсон) различают шаги менуэта «вперед-назад», «назад-вперед», «вперед-вперед» и «назад-назад», указывая в основном пятую позицию для закрытия.
Самый удобный способ при танцевании менуэтного квадрата – влево делать шаг «вперед-назад», а вправо – «назад-вперед» (Клаус Абромайт).
Иногда (Томлинсон, менуэт) шаг влево делают a trois movement. Тогда на «четыре» правая нога делает глиссад, т.е. скользит по полу.
Шаг менуэта назад делается точно также как и шаг вперед.
Флёре или шаг бурре (па-де-бурре).
Шаг может быть вперед, назад, вправо, влево (с закрытиями, как в шаге менуэта «вперед-назад» и т.д.) Будем описывать флёре с правой ноги.
Шаг вперед. Правая в первой воздушной, левая в плие. Шаг может танцеваться на 4 счета (2/4 или 4/4) и на 3 счета. В первом случае «раз», «два», «три» — три шага правой, левой, правой на полупальцах, «четыре» — плие на правой, левая уходит в первую воздушную. Во втором случае плие делается на счет «И».
Шаг вправо. Закрытия идут на счет «раз» и счет «три».
Шаг влево. Закрытия идут на счет «два» и счет «четыре» («И» при музыке ¾).
Шаг назад делается точно так же, как шаг вперед.
Амбуате (emboiter – фр. собирать [ноги вместе]) – разновидность флёре. «раз» — шаг правой назад, закрываясь за левой в четвертую (у Томлинсона – в третью) позицию. «два» — то же левой, закрываясь за правой в третью позицию. «Три» — шаг правой вперед с продвижением вперёд (в четвертую позицию). Дальше на соответствующий счет плие (это затакт следующего шага).
Рамо: «Следует сделать деми-купе назад, перенося ногу в четвертую позицию, второй шаг делается быстро в третью и вы немного задерживаетесь в этой позиции на полупальцах вытянутых ног, после чего скользите ногой, которая спереди до четвертой позиции, присгибая при этом колено ноги, находящейся сзади чтобы подать корпус вперед на переднюю ногу».
Томлинсон: «Шаг бурре сотоит из трех простых прямых шагов, первый из который начинается с Mouvement. Каждый из трех простых шагов состоит в перенесении веса с одной ноги на другую. Эти три шага однако должны восприниматься как одно движение. Шаг бурре может исполняться … в сторону с закрытием вперед, назад, вперед-назад, назад-вперед.
…Например, пусть мы начинаем с левой ноги. Тогда вес должен быть на правой, левая нога, являющаяся свободной, начинает с Mouvement, затем делает шаг вправо, закрываясь впереди ноги, на которой находится вес, при этом вес переносится на левую ногу. Второй шаг делается правой ногой в ту же сторону и третий и последний производится с левой ноги с закрытием вперед, как и первый шаг только без Mouvement…
Шаг бурре «дважды назад» [emboité]. Пусть Вы делаете Mouvement шагая правой ногой назад в третью позицию, закрываясь за левой ногой, на которой находится вес, и освобождаете ее. С левой вы делаете второй шаг – обычный шаг назад с переносом веса в третью позицию за правой ногой, которая производит третий простой шаг вперед»
Прыжки
Перед каждым прыжком (кроме деми-жете) обязательно небольшое плие.
Жете – Прыжок с одной ноги на другую с продвижением. Часто делается два жете на один такт. Вес на находящейся в плие левой, правая в воздушной. Прыжок на левой, правая выносится вперед. Приземление на правую в плие, левая в первой воздушной. Дальше можно сделать еще одно жете, но уже с левой ноги.
Томлинсон: «Пусть Вы собираетесь сделать шаг, но вместо опускания в плие и подъема Вы делаете плие и прыгаете, подбрасывая тело в воздух, приземляетесь на другую ногу… Более того, следует отметить, что нога, с которой делается прыжок, начинает из третьей позиции сзади и приземляется в третью позицию»
Деми-жете. То же, что и жете, но меньше по амплитуде. Плие перед прыжком не делается. На схемах начал изображаться только при Рамо. Часто используется как «спрыгивание» с полупальцев в конце шага (см. менуэт с прыжком).
Контрато-балоне. Два прыжка с продвижением. Может делаться как вперед, так и вбок. Опишем движение вперед. Правая в воздушной, плие на левой (на затакт). Прыжок на левой, правая выносится вперед. Перепрыгиваем на правую с продвижением, левая остается сзади достаточно вытянутой. Часто делаются два контрато-балоне подряд (т.е. четыре прыжка).
И контрато-балоне и жете делаются с продвижением и напоминают перепрыгивание через ручеек/речку. Отличие состоит в том, что при жете в речке водятся крокодилы и перепрыгивая через нее, Вы не оставляете ногу над водой, а подтягиваете ее к себе в воздушную.
Ассамбле. Прыжок с одной ноги на две. Почти ничем не отличается от девятнадцативечного, только делается не из ку-де-пье и чаще всего приземление в первую позицию. Важно заметить, что ассамбле бывает не только с прыжком. Это также просто движение, когда ноги собираются вместе, например, купе-ассамбле.
Томлинсон: «Под ассамбле мы понимаем движение, при котором из положения, когда вес находится на одной ноге, мы опускаемся в плие и, выходя из него, либо прыгаем, либо просто закрываем обе ноги в первую (или третью) позицию. Т.о. ассамбле может производиться либо на земле, либо в воздухе, также, как и жете, но в отличие от последнего, который делается с продвижением… во время ассамбее никогда не продвигаются больше, чем требуется для переноса ноги из положения сзади в первую или третью позицию».
Соте. Прыжок на двух ногах.
Ригодон. «раз» — прыжок с выносом правой ноги в сторону, после приземления правая нога возвращается в первую позицию, вес переносится на нее. «два» — левая нога выносится вбок и возвращается на место (для знакомых с классическим экзерсисом – это просто движение жете вбок). «Три» — плие на двух ногах, «четыре» — соте. Выделяют также более простой вид ригодона, когда на «раз» делается не прыжок, а такой же вынос ноги, как на счет «два», но правой. Таким образом: 1) вынос правой, поставили, 2) вынос левой, поставили, 3) плие, 4) соте. Этот вариант зачастую танцуется в контрдансах (Ливен Барт, контраданс «La Fresne»).
Томлинсон: «Сохраняя вес на двух ногах Вы уходите в плие, потом вырастаете или прыгаете, либо в воздухе, либо на земле на левой ноге, отрывая от пола правую, которая отлетает в момент прыжка на расстояние шага, после чего приходит в первую позицию. Из этой первой позиции начинает движение, это же время освободившаяся левая нога. Она таким же образом движется вбок и, возвращаясь, принимает ½ веса, за чем следует ассамбле две ноги».
Сиссон состоит из двух прыжков. Может исполняться вперед и назад, при этом в конце вес также может оставаться на передней и задней ноге (т.е. движение во втором прыжке может быть назад или вперед). Пусть «вперед-вперед», тогда вес на левой, правая сзади в третьей позиции (у Рамо в четвертой) или отведена на носок сзади. «Раз» — ассамблее в третью позицию. «Два» — прыжок на двух ногах при этом правая уходит на воздушную третью позицию спереди. Бывает другой вариант, когда прыжок на правую, а левая остается сзади в третьей воздушной.
Контрато. Может производиться во все четыре стороны. «Раз» — прыжок на двух ногах, на движении вниз (приземлении) правая нога выносится вперед. На «два», «три» два шага сначала на правую, потом на левую на полупальцах. «Четыре» — плие на левой, правая уходит в воздушную (это затакт, т.е. начало следующего шага). Этот прыжок не меняет рабочей ноги. Вбок нога может закрываться вперед или назад в пятую.
Связки (некоторые тонкости)
Контрато+ассамбле. Во время контрато на счет «четыре» рабочая нога не уходит в воздушную позицию, а делается небольшое плие, после чего на следующий такт идет ассамбле с той же ноги, с которой начиналось контрато.
Шаг Гавота, он же контрато+ассамбле в некоторых контрадансах Фёйе (Добрая дружба, Ревность, Фанатка) для простоты изучения начинающими танцорами (и в связи с особенностями имеющихся фонограмм) был нами реконструирован с иным разложением по музыке: контрато делается асинхронно, прямо с затакта и медленнее, ассамбле получается быстрое и логично завершающее шаг. Музыка на 4/4, начинается со счета «три». На «три-четыре» прыжок с выносом ноги, на «раз-два» — шаг на полупальцах, «три-четыре» – второй шаг, «раз-два» — ассамбле. Остальные шаги в упомянутых КД также подчинены сдвигу по музыке.
Сиссон+амбуате. Чаще всего после сиссона с выносом передней ноги следует амбуате. Тогда нога, находившаяся в третьей воздушной, уходит назад за опорную, начиная амбуате. Заметим, что большинство современных барочных танцоров при прыжке «вперед-вперед» уводят ногу не в третью воздушную, а выбрасывают вперед, что в целом является не совсем правильным, но более красивым.
Два контрато-балоне делаются с разных ног. Пусть начинаем с правой. После первого контрато-балоне левая нога осталась вытянутой сзади. Второе движение начинается с прыжка на правой ноге, при этом левая, проскальзывая по прямой, выносится вперед. После чего перепрыжка на вынесенную ногу заканчивает связку.



















Версия для печати
RSS лента
Мы вконтакте











Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.