Студия старинного танца "Зазеркалье" » Шаги танцев барокко » Print

- Студия старинного танца "Зазеркалье" - http://mirrorland.rpg.ru -

1. Шаги танцев барокко

Автор: Мария Жданова.
Оригинал статьи, и последние изменения. [1]

Общие замечания и понятия

Кроме шага менуэта все описываемые шаги могут делаться как с правой, так и с левой ноги. Для простоты условимся описывать шаг с правой ноги.

Музыка для большинства танцев эпохи барокко начиналась из-за такта. Поэтому в частности, большинство движений также начиналось из-за такта. Исключение составляет, например, шаг контрато (contretemps – фр. «поперек музыки»), в котором прыжок= начало шага начинается не из-за такта, а на «раз».

Первая воздушная позиция. Вес переносится полностью на опорную ногу. Рабочая нога приподнимается на воздух, пятка касается пятки.
Mouvement. Плие + элеве (plié et élevé, sink and rise). Плие обычно идет на затакт.

Томлинсон: «Mouvement состоит из одного опускания в плие в начале шага и поднятия в конце движения. С Mouvement начинаются все шаги, кроме прыжков и шассе»

Па-грав или там-де-курант (не путать с шагом куранты) – пусть делается с правой ноги. Плие на левой, правая в воздушной позиции (на затакт). Подъем на левой ноге на полупальцы, правая всё еще в воздушной. Глиссад правой вперед (нога скользит по полу). На последний счет перенос веса.

Томлинсон: «Особенность этого шага состоит в том, что плие и подъем идут вместе и только потом начинается скольжение… Для примера, пусть шаг делается вперед. Нога, с которой вы хотите сделать шаг, полностью свободна и располагается в третьей позиции сзади той, на которой находится вес. Далее Вы опускаетесь в плие, поднимаетесь, при этом носки нога направлены в разные стороны… После чего нога движется медленно вперед, скользя по полу, и останавливается, пройдя расстояние, равное длине шага при ходьбе… После этого вес переносится на ногу, с которой делалось движение».

Шаг менуэта вперед

Шаг менуэта (без прыжка). Исполняется на 2 такта по ¾ (шесть счетов). Подготовительная позиция – правая нога в первой воздушной, плие на левой. На «раз» шаг правой на полупальцы, на «два» — плие на правой, левая уходит в воздушную позицию. «Три» — шаг левой на полупальцы. «Четыре», «Пять» — шаги сначала правой, потом левой на полупальцах, «Шесть» — подготовка для следующего менуэтного шага: плие на левой, правая уходит в первую воздушную.

Шаг менуэта (с прыжком). Первый такт так же, как и без прыжка. Далее, «четыре» — шаг правой на полупальцах. «пять» — пауза, «шесть» —прыжок с правой ноги на левую с продвижением (деми-жете), плие при приземлении, правая уходит в воздушную.

Шаг менуэта a trois mouvements. Первый такт так же, как и без прыжка. «Четыре» – шаг правой, на нее плие, левая уходит в воздушную. «Пять» — шаг левой, «Шесть» — плие на левой, правая в воздушную. Шаги a trois mouvements обычно появляются при шаге вбок (см.ниже).

Шаг менуэта a trois mouvements с прыжком. Также, как и предыдущий, только на «пять» — пауза, на «шесть» — деми-жете. Этот шаг иногда называют шагом пасспье.

Шаг менуэта вбок.

Общий метод такой же, как при шаге вперед: шаг, плие, шаг, шаг, шаг, плие. Укажем тонкости:

Если нога шагает не в «свою» сторону (правая – в левую, левая – в правую), то она может это сделать с закрытием вперед в третью (пятую) позицию, назад (тоже в третью или в пятую), и просто в первую. Последние варианты показывались Дианой Скривенер. В известных схемах таких вариантов нам не встречалось. Этих «хитрых» закрытий две штуки как при шаге вправо (на «три» и на «пять»), так и при шаге влево (на «раз» и на «четыре»). Классики (Рамо, Томлинсон) различают шаги менуэта «вперед-назад», «назад-вперед», «вперед-вперед» и «назад-назад», указывая в основном пятую позицию для закрытия.

Самый удобный способ при танцевании менуэтного квадрата – влево делать шаг «вперед-назад», а вправо – «назад-вперед» (Клаус Абромайт).

Иногда (Томлинсон, менуэт) шаг влево делают a trois movement. Тогда на «четыре» правая нога делает глиссад, т.е. скользит по полу.

Шаг менуэта назад делается точно также как и шаг вперед.

Флёре или шаг бурре (па-де-бурре).

Шаг может быть вперед, назад, вправо, влево (с закрытиями, как в шаге менуэта «вперед-назад» и т.д.) Будем описывать флёре с правой ноги.

Шаг вперед. Правая в первой воздушной, левая в плие. Шаг может танцеваться на 4 счета (2/4 или 4/4) и на 3 счета. В первом случае «раз», «два», «три» — три шага правой, левой, правой на полупальцах, «четыре» — плие на правой, левая уходит в первую воздушную. Во втором случае плие делается на счет «И».

Шаг вправо. Закрытия идут на счет «раз» и счет «три».

Шаг влево. Закрытия идут на счет «два» и счет «четыре» («И» при музыке ¾).

Шаг назад делается точно так же, как шаг вперед.

Амбуате (emboiter – фр. собирать [ноги вместе]) – разновидность флёре. «раз» — шаг правой назад, закрываясь за левой в четвертую (у Томлинсона – в третью) позицию. «два» — то же левой, закрываясь за правой в третью позицию. «Три» — шаг правой вперед с продвижением вперёд (в четвертую позицию). Дальше на соответствующий счет плие (это затакт следующего шага).

Рамо: «Следует сделать деми-купе назад, перенося ногу в четвертую позицию, второй шаг делается быстро в третью и вы немного задерживаетесь в этой позиции на полупальцах вытянутых ног, после чего скользите ногой, которая спереди до четвертой позиции, присгибая при этом колено ноги, находящейся сзади чтобы подать корпус вперед на переднюю ногу».

Томлинсон: «Шаг бурре сотоит из трех простых прямых шагов, первый из который начинается с Mouvement. Каждый из трех простых шагов состоит в перенесении веса с одной ноги на другую. Эти три шага однако должны восприниматься как одно движение. Шаг бурре может исполняться … в сторону с закрытием вперед, назад, вперед-назад, назад-вперед.

…Например, пусть мы начинаем с левой ноги. Тогда вес должен быть на правой, левая нога, являющаяся свободной, начинает с Mouvement, затем делает шаг вправо, закрываясь впереди ноги, на которой находится вес, при этом вес переносится на левую ногу. Второй шаг делается правой ногой в ту же сторону и третий и последний производится с левой ноги с закрытием вперед, как и первый шаг только без Mouvement…

Шаг бурре «дважды назад» [emboité]. Пусть Вы делаете Mouvement шагая правой ногой назад в третью позицию, закрываясь за левой ногой, на которой находится вес, и освобождаете ее. С левой вы делаете второй шаг – обычный шаг назад с переносом веса в третью позицию за правой ногой, которая производит третий простой шаг вперед»

Прыжки

Перед каждым прыжком (кроме деми-жете) обязательно небольшое плие.
Жете – Прыжок с одной ноги на другую с продвижением. Часто делается два жете на один такт. Вес на находящейся в плие левой, правая в воздушной. Прыжок на левой, правая выносится вперед. Приземление на правую в плие, левая в первой воздушной. Дальше можно сделать еще одно жете, но уже с левой ноги.

Томлинсон: «Пусть Вы собираетесь сделать шаг, но вместо опускания в плие и подъема Вы делаете плие и прыгаете, подбрасывая тело в воздух, приземляетесь на другую ногу… Более того, следует отметить, что нога, с которой делается прыжок, начинает из третьей позиции сзади и приземляется в третью позицию»

Деми-жете. То же, что и жете, но меньше по амплитуде. Плие перед прыжком не делается. На схемах начал изображаться только при Рамо. Часто используется как «спрыгивание» с полупальцев в конце шага (см. менуэт с прыжком).

Контрато-балоне. Два прыжка с продвижением. Может делаться как вперед, так и вбок. Опишем движение вперед. Правая в воздушной, плие на левой (на затакт). Прыжок на левой, правая выносится вперед. Перепрыгиваем на правую с продвижением, левая остается сзади достаточно вытянутой. Часто делаются два контрато-балоне подряд (т.е. четыре прыжка).

И контрато-балоне и жете делаются с продвижением и напоминают перепрыгивание через ручеек/речку. Отличие состоит в том, что при жете в речке водятся крокодилы и перепрыгивая через нее, Вы не оставляете ногу над водой, а подтягиваете ее к себе в воздушную.

Ассамбле. Прыжок с одной ноги на две. Почти ничем не отличается от девятнадцативечного, только делается не из ку-де-пье и чаще всего приземление в первую позицию. Важно заметить, что ассамбле бывает не только с прыжком. Это также просто движение, когда ноги собираются вместе, например, купе-ассамбле.

Томлинсон: «Под ассамбле мы понимаем движение, при котором из положения, когда вес находится на одной ноге, мы опускаемся в плие и, выходя из него, либо прыгаем, либо просто закрываем обе ноги в первую (или третью) позицию. Т.о. ассамбле может производиться либо на земле, либо в воздухе, также, как и жете, но в отличие от последнего, который делается с продвижением… во время ассамбее никогда не продвигаются больше, чем требуется для переноса ноги из положения сзади в первую или третью позицию».

Соте. Прыжок на двух ногах.

Ригодон. «раз» — прыжок с выносом правой ноги в сторону, после приземления правая нога возвращается в первую позицию, вес переносится на нее. «два» — левая нога выносится вбок и возвращается на место (для знакомых с классическим экзерсисом – это просто движение жете вбок). «Три» — плие на двух ногах, «четыре» — соте. Выделяют также более простой вид ригодона, когда на «раз» делается не прыжок, а такой же вынос ноги, как на счет «два», но правой. Таким образом: 1) вынос правой, поставили, 2) вынос левой, поставили, 3) плие, 4) соте. Этот вариант зачастую танцуется в контрдансах (Ливен Барт, контраданс «La Fresne»).

Томлинсон: «Сохраняя вес на двух ногах Вы уходите в плие, потом вырастаете или прыгаете, либо в воздухе, либо на земле на левой ноге, отрывая от пола правую, которая отлетает в момент прыжка на расстояние шага, после чего приходит в первую позицию. Из этой первой позиции начинает движение, это же время освободившаяся левая нога. Она таким же образом движется вбок и, возвращаясь, принимает ½ веса, за чем следует ассамбле две ноги».

Сиссон состоит из двух прыжков. Может исполняться вперед и назад, при этом в конце вес также может оставаться на передней и задней ноге (т.е. движение во втором прыжке может быть назад или вперед). Пусть «вперед-вперед», тогда вес на левой, правая сзади в третьей позиции (у Рамо в четвертой) или отведена на носок сзади. «Раз» — ассамблее в третью позицию. «Два» — прыжок на двух ногах при этом правая уходит на воздушную третью позицию спереди. Бывает другой вариант, когда прыжок на правую, а левая остается сзади в третьей воздушной.

Контрато. Может производиться во все четыре стороны. «Раз» — прыжок на двух ногах, на движении вниз (приземлении) правая нога выносится вперед. На «два», «три» два шага сначала на правую, потом на левую на полупальцах. «Четыре» — плие на левой, правая уходит в воздушную (это затакт, т.е. начало следующего шага). Этот прыжок не меняет рабочей ноги. Вбок нога может закрываться вперед или назад в пятую.

Связки (некоторые тонкости)

Контрато+ассамбле. Во время контрато на счет «четыре» рабочая нога не уходит в воздушную позицию, а делается небольшое плие, после чего на следующий такт идет ассамбле с той же ноги, с которой начиналось контрато.

Шаг Гавота, он же контрато+ассамбле в некоторых контрадансах Фёйе (Добрая дружба, Ревность, Фанатка) для простоты изучения начинающими танцорами (и в связи с особенностями имеющихся фонограмм) был нами реконструирован с иным разложением по музыке: контрато делается асинхронно, прямо с затакта и медленнее, ассамбле получается быстрое и логично завершающее шаг. Музыка на 4/4, начинается со счета «три». На «три-четыре» прыжок с выносом ноги, на «раз-два» — шаг на полупальцах, «три-четыре» – второй шаг, «раз-два» — ассамбле. Остальные шаги в упомянутых КД также подчинены сдвигу по музыке.

Сиссон+амбуате. Чаще всего после сиссона с выносом передней ноги следует амбуате. Тогда нога, находившаяся в третьей воздушной, уходит назад за опорную, начиная амбуате. Заметим, что большинство современных барочных танцоров при прыжке «вперед-вперед» уводят ногу не в третью воздушную, а выбрасывают вперед, что в целом является не совсем правильным, но более красивым.

Два контрато-балоне делаются с разных ног. Пусть начинаем с правой. После первого контрато-балоне левая нога осталась вытянутой сзади. Второе движение начинается с прыжка на правой ноге, при этом левая, проскальзывая по прямой, выносится вперед. После чего перепрыжка на вынесенную ногу заканчивает связку.


Статья отпечатана с сайта Студия старинного танца "Зазеркалье": http://mirrorland.rpg.ru

URLs in this post:

[1] Оригинал статьи, и последние изменения.: http://docs.google.com/Doc?id=dcdzkn3r_35fbqd8xds

Copyright © 2009 Студия старинного танца "Зазеркалье". All rights reserved.