Источник: Castle, Modern Dancing, 1914 с. 107. Касл И., Касл В. Современный танец. Нью-Йорк, 1914. С 107-130.
Перевод: Стратилатов Борис (Бодхи), Власова Ольга. Студия «Зазеркалье».
THE TANGO BRASILIENNE, OR MAXIXE
Бразильское танго, или Матчиш.
Самым современным танцем на сегодняшний день является Бразильский матчиш. Для начала необходимо прояснить один очень важный вопрос — как произносить его название? Максекс, Максесс, Маттчеч, или Маттчеш? Я знаю, как его танцевать, но еще не разобрался, как его называть. Мне известно, что почти на всех нотах из Южной Америки написано “Бразильское танго”, и только на нескольких встречается таинственное слово “Maxixe”. сами же бразильцы гвоорят матшиш“, с легким ударением на втором слоге.
Как бы там ни было, это прекрасный танец, и, как большинство прекрасных танцев, он требует немалой грации. Шаги в нем несложные, даже по-детски простые, это самый легкий танец, который только можно станцевать. Гораздо сложнее, на мой взгляд, станцевать его хорошо. Мой совет начинающему учить матчиш — не торопитесь. Выучите шаги и фигуры так, чтобы можно было не думать о них. Привыкните к музыке и ритму танцы. И только после этого можете делать наклоны корпусом и стараться придать танцу изощренность. Если ощущаете себя легким и изящным, значит, вы достигли успеха. Если же вы чувствуете себя зажатым и неуклюжим, вернитесь к тому, с чего начинали, и танцуйте просто и четко. Дело в том, позвольте вас заверить, что этот танец — со всеми его наклонами и раскачиваниями — делает даму или очень привлекательной или крайне нелепой. Не усложняйте. Матчиш — как танго, тустеп или любой другой хороший танец. Если вы умеете танцевать — вы сможете станцевать и его.
Для простоты объяснения я делю танец на фигуры, но вы, когда их выучите, вовсе не обязаны придерживаться этой системы. В матчише, как в любом другом танце, вы делаете те фигуры, которые придут вам в голову. Лично мне не кажется, что фигурам надо давать названия, но я знаю, что большинство со мной не согласится, и потому я их называю так, как это принято во Франции и Америке.
Первый шаг — тустеп (two step)
Кавалер держит даму как во всех других танцах и начинает с нескольких прогулочных шагов. Шаги переходят в тустеп. Обычно это все тот же старомодный тустеп, разве что делается он медленней и с ощутимым раскачиванием, т.е., когда вы делаете тустеп налево, корпус отклоняется вправо, и наоборот. Что же касается ног, то весь танец танцуется так, чтобы было удобно идти с пятки. Здесь не нужно прилагать явных усилий, поскольку это обязательно будет выглядеть плохо. Порой можно видеть как люди вбиваю пятки в землю как кирки. Движение смотрится некрасиво, да и танцуют такие люди нехорошо.
Предположим, вы уже сделали тустеп, его нужно танцевать спокойно, поворачиваясь настолько, насколько возможно.
Второй шаг — одинарный (single). Les a-cote
Следующее, что нужно сделать — это одинарный шаг (Single step). Это своего рода боковое скольжение, выполняемое пяткой одной стопы и подошвой другой. Кавалер идет в сторону, или почти в сторону, вынося вперед левую пятку и подтягивая правую ногу к левой пятке. В этом случае левая нога всегда впереди правой, и вес тела на правой ноге. Это и есть “одинарный шаг” (Single step). Дама смотрит на кавалера и делает то же самое, но другой ногой. Во время этого шага вы должны поменять позицию рук, что делается следующим образом: кавалер отпускает правую руку дамы, которую держал до этого, и дама медленно кладет ее себе за спину, примерно на уровень талии. Как только рука оказывается на поясе, кавалер берет ее своей правой рукой, которая уже лежит на поясе дамы; а левой рукой он берет левую руку дамы и поднимает ее над головой. Single может быть сделан в любом направлении. Как это выглядит, можно посмотреть на фотографии, иллюстрирующей этот танец. После смены рук и до того, как перейти к третьей фигуре, партнеры возвращаются к тустепу, который является основой всего танца.
Катание на коньках (skating step), или le corta jaca
Этот шаг в Нью-Йорке называют “Skating”. Похоже, это отличное название для него, поскольку положение, которое вы принимаете, точно такое же, как у пары, катающейся на коньках бок о бок. Вы принимаете эту позицию следующим образом: мы с вами остановились на том, что делали тустеп. Теперь, если кавалер сделает Single, а его дама продолжит тустеп, он обнаружит, что она повернулась и встала бок о бок с ним. Как только она окажется в этой позиции, а кавалер поймет, что стоит на той же ноге, что и она, — т.е., идет с той же ноги, — он продолжает тустеп (но он, конечно, стоит сбоку от нее, а не спереди).Кавалер всегда должен помнить, что при проходке вперед его правая нога ставится перед дамой, в то время как ее левая ставится перед ним. Правильную позицию ног и тела можно посмотреть на фотографиях. В этом шаге встречается “нырок” (dip), который можно делать или нет, по желанию. Этот медленный “нырок” делается после того как вы шагнули с правой ноги и заканчивается, когда вы шагаете с левой.
Обратный тустеп (The back two step)
Это то же самое, что и обычный тустеп, однако позиция дамы реверсивна, и дама стоит спиной к кавалеру вместо того, чтобы стоять лицом к нему. Вы входите в обратный тустеп сразу из Skating следующим образом: кавалер, вместо того, чтобы поставить правую ногу перед дамой, оставляет ногу сзади и одновременно перекидывает руки над дамой, приобнимая, и ведет ее в тустеп. Постарайтесь держать даму как можно дальше от себя, это даст ей больше свободы. Позиция несколько неловкая, и требует всей возможной свободы. Этот шаг длится столько, сколько пожелаете, и заканчивается тем, что кавалер придерживает даму чуть тверже и ведет ее в Single step. Теперь поговорим об одной из милейших частей танца, повороте (Turn).
Поворот (The Turn)
Этот шаг состоит в том, чтобы дама, которая танцует спиной к кавалеру, могла повернуться и оказаться лицом к нему. Есть несколько способов это сделать. Я объясню самый красивый. Допустим, мы делаем обратный тустеп (Back Two Step), который, как я уже объяснял, заканчивается одинарным шагом (Single). Кавалер медленно поднимает левую руку дамы (удерживая своей левой) над её головой (правая рука в это время остается на месте). Кавалер мягко ведет эту руку к правому плечу дамы, что, при правильном выполнении, подсказывает ей, что нужно повернуться направо и встать лицом к партнеру. В этот момент, чтобы идти с ним в ногу, она должна поменять позицию ног. Это можно сделать, пропустив один шаг и осознанно поменяв ногу. После такой смены, руки естественным путем оказываются перед вами, ладони вместе, прямо над плечами. Вам нужно медленно поднять их над головой и развести в стороны по полукругу, делая в это время одинарные шаги (Single Step). Когда правая рука кавалера будет на уровне талии дамы, он может отпустить ее левую руку и положить руку даме на талию, как в первой позиции танца. Затем тустеп (Two-step) и повтор тех же шагов или других, какие подскажет ваша фантазия.
Дополненный skating step (The skating step elaborated)
Прелестное дополнение к Skating Step — когда пары разворачиваются, меняют позицию и продолжают танцевать в том же направлении. Звучит довольно сложно, но на деле легко. Представьте, что мы делаем Skating Step, кавалер слева от дамы. В этот момент, чтобы сделать оборот, он ведет даму как если бы собирался делать Single, но вместо этого они оба делают тустеп по кругу (two step around) и продолжают в том же направлении. Крайне важно, чтобы кавалер держал даму очень слабо, иначе они наверняка уйдут в обратный тустеп (Back Two Step). Если же они стоят отдельно друг от друга, когда поворачиваются, то кавалер окажется с правой стороны дамы вместо левой. Чтобы вернуться назад в исходное положение, кавалер, когда собирается шагнуть с левой ноги, должен сделать шаг позади дамы, чтобы прийти с правильной стороны.
Шаги, которые я объяснил, — это все, что входят в оригинальную версию Матчиша. есть ещё множество причудливых шагов, но если вы не танцуете на показ, я бы не советовал испытывать их в бальной зале. И, поскольку цель этой книжицы — научить именно бальным танцам, я не буду пытаться объяснить, как подкинуть даму в воздух с одного колена без помощи сети.
Хороший способ чередовать шаги матчиша
Хотя я бы не советовал использовать для бальных танцев фиксированный порядок шагов, тем не менее, для начинающих танцевать матчиш, с моей точки зрения, крайне важно понимать, что они собираются сделать. После же того, как привыкнут к танцу, они с легкостью смогут вести партнера любыми шагами, которые им заблагорассудятся. Ниже приводится примерная последовательность шагов, которую я использую, обучая своих учеников:
Последовательность в матчише (MAXIXE ROTATION):
1. Проходка (Walking)
2. Two Step
3. Single (смена рук)
4. Skating
5. Single (дама спиной к кавалеру)
6. Turn (дама поворачивается лицом к кавалеру)
7. Two step (повтор 2)
8. Single (смена рук)
9. Skating Steps elaborated (дополненный)
10. Back Two Step
11. Single and turn
12. Two step (руки в положение полукруга)
Проходка и все сначала.
И последнее, что я хочу сказать о матчише. Шаги должны быть как можно более ровными и скользящими. Когда используете руки, дотрагивайтесь кончиками пальцев, не вцепляйтесь в руки партнера. Смотрите, куда идете. Не гнитесь сильно и не закручивайтесь, пока не будете уверены, что делаете это изящно.
Изображения из книги:
Несколько видео фильмов, которые могут помочь при изучении танца:
Видео Вернона и Ирэн Касл, исполняющих матчиш:
Базовый шаг (видео библиотеки Конгресса):
Фигура с руками (видео библиотеки Конгресса):
Она же крупным планом:
Видео от How To Dance Through Time, Vol 2 Dances of the Ragtime Era:
Видео показательного матчиша:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.