Московский листок, 3 декабря 1903, № 336, стр. 3
Наконец-то!
Процесс Александра Кара, раскрыв страшные язвы всевозможных танцклассов, имеющих развращающее влияние на неустановившуюся молодежь, вызвав окончательное запрещение устраивать танцевальные вечера.
Теперь все эти знаменитые балы, на которых главными героинями являлись «танцевальные лошадки» вроде г-жи Смирновой, а героями — недоучившиеся мальчишки, хваставшие пессимизмом, нахальством и штрипками, не могут иметь места.
Колонны и стены зала Благородного собрания могут перестать краснеть за публику, наполнявшую зал в дни этих балов.
Песенка гг. Царманов и им подобных спета окончательно.
Этому не только можно, но и нужно радоваться.
Никто не станет отрицать, что танцы очень полезная вещь.
Они приучают молодых людей к манерам, к грации, к известному лоску.
И, конечно, учиться танцам совсем не вредно.
Но когда эти танцы заставляют молодежь учиться не грации, а самому низкопробному флирту, когда вместо того, чтобы приобрести изящные манеры юноши начинают приобретать дурные привычки, наглость и нахальство, когда подростки-девушки превращаются в полу-кокоток, — подальше от таких танцев.
Все эти цармановские балы отличались именно этой особенностью.
На них молодежь не веселилась, как свойственно ее возрасту, а изображала взрослых, заимствуя у взрослых самые отрицательные стороны: разочарованность, распущенность и пошлость.
Вместо того, чтобы танцевать и только танцевать, — юноши и барышни играли в любовь, развивалось мелкое тщеславие, желание первенствовать, хвастаться легкими победами, и эти балы превратились просто в танцклассы.
История знакомства Александра Кара с Клавдией Смирновой, а затем все перипетии этого знакомства служат яркою и наглядною иллюстрацией этих балов.
Кто знает, не будь этих балов, не будь стремления у Клавдии Смирновой завербовать как можно больше поклонников, не испорти Александра Кара заражающая, одурманивающая атмосфера вечного флирта, который царил на этих балах, — и он, может быть, не носил бы теперь страшной клички «матереубийцы».
Да разве Александр Кара — единственная жертва этой атмосферы?
Он закончил страшной трагедией, и это знает мир. А сколько юношей, может быть, развратилось, сделалось пьяницами, ворами — но это не получило широкой огласки, скрытое в семейном стыде. Сколько девушек, может быть, погибло, спалив свои крылышки на огоньке низкопробной славы «царицы» этих балов!…
Нет, слава Богу, что это кончилось. Слава Богу, что уж нам больше не придется возмущаться такими танцевальными вечерами. И глубокое спасибо родители должны сказать администрации, наложившей veto на эти танцклассы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.