Студия старинного танца "Зазеркалье" » Русские кадрили. » Print

- Студия старинного танца "Зазеркалье" - http://mirrorland.rpg.ru -

1. Русские кадрили.

Цель данной работы — обобщить имеющиеся материалы по русским кадрилям первой трети XIX века. В нашем распоряжении имеется 4 русских учебника, в котором описан ряд фигур (припевов) и перемен (куплетов). На основе этого был составлен список, который можно использовать на балах. Эти кадрили обнаруживают существенное сходство с котильонами второй половины 18 века, и, вероятнее всего, анализ западной литературы (прежде всего — немецкой) принесет значительно больше материала для анализа, однако нам интересно прежде всего исполнение этих танцев в России.

Общие замечания по исполнению кадрилей.

Наиболее полно исполнение кадрилей описано у Петровского. При этом он называет этот танец просто “кадриль” и уточняет, что она танцуется в разных странах (в России — русская, в царстве польском — польская и т.д.), и на разной технике.

Кадриль основана на перемене фигур в 1-м колене, и обычно содержит 4 колена, при этом последнее колено — вальс всеми парами по кругу. Остальные колена не изменяются в течении танца.

Чаще всего кадриль танцуется в 4 пары, однако бывает еще кадриль общая, которую можно танцевать неограниченным числом пар.

Согласно Петровскому (1), существует три варианта исполнения кадрилей:
1. “немецкий образец”: шаг в 4-ю, приставить в 1-ю, вывести ногу в половину шага вперед.
2. “французский”: 3 шассе, жете. ассамбле
3. Польский: на мазурочных шагах, на носках: шаг во 2-ю правой, шаг левой в 4-ю, приставить правую в 3-ю сзади.

Максин (2) подтверждает использование французской техники и не пишет о других, что позволяет сделать предположение о том, что к 1839 году она осталась единственной.

Перемены

Эти фигуры исполняются в первом колене каждого проведения танца последовательно. Кадриль всегда начинается общим рондом, и в последнем проведении снова танцуется ронд. Согласно Максину, обычно танцуется 5 проведений. Остальные перемены выбираются самими участниками.

Ронд (1,2,3,4)
Тур де ман со своей парой (1)
тур де ман с руками накрест со своей парой (аллеманд?) (1)
крест дам (1,2)
крест кавалеров (1,2)
ронд дам (1)
ронд кавалеров (1)
крест с углами (1)
круг с углами (1)
Кавалеры берут правыми руками дам за правые руки, выносят их в центр. 4 такта влево, смена рук, 4 такта вправо (2)

Список имеющихся описаний кадрилей.

1. Кадриль с променадом: (1,2,4)
1 колено: перемены.
2 колено: Traverse — сначала головные пары, затем боковые.
3 колено: retraverse или променад.
4 колено: вальс

2. Кадриль с крестом: (1,4)
1 колено: перемены.
2 колено: Головные пары: турдеман за правую руку со своим партнером, в конце которого кавалеры встают в середине. Боковые повторяют.
3 колено: общий шен, начиная левой рукой, до своих мест.
4 колено: вальс

3. Кадриль со звездой. (1,4)
1 колено: перемены
2 колено: вальс ведущими парами до мест визави, встают в центре. Боковые повторяют.
3 колено: “делают звезду”, затем половина шена до своих мест, с правой руки, начиная со своей пары.
4 колено: вальс

4. Кадриль общая: (1) — на неограниченное число пар.
1 колено: перемены
2 колено: Passez les dames — дамы переходят к левому каалеру, и делают с ним tour des mains “накрест” (аллеманд), влево, затем возвращаясь к своему такой же турдеман вправо.
3 колено: променад, правой рукой кавалер обхватывает даму за талию
4 колено: вальс

5. Кадриль общая польская (1) — на неограниченное число пар.
1 колено: перемены
2 колено: шен до третьей пары и обратно
3 колено: променад
4 колено: вальс

6. Кадриль с балансе:(4)
1 колено: перемены
2 колено: ведущие кавалеры берут по 2 дамы, сходятся в центре, расходятся, переводя правую даму налево, а левую направо. Фигуру повторяют боковые кавалеры.
3 колено: повторяется фигура 2 колена
4 колено: общий вальс.

7. Кадриль с шеном: (4)
1 колено: перемены
2-3 колено: шен
4 колено: общий вальс

8. Кадриль с воротами из двух пар: (4)
1 колено: перемены
2 колено: Ведущие кавалеры турдеман за правые руки в центре кадрили, не отпуская рук, подают дамам левые, образуя воротца. Боковые пары проходят в эти воротца полный круг.
3 колено: боковые пары повторяют эту фигуру
4 колено общий вальс

9. Крест дам и крест кавалеров (4)
1 колено: перемены
2 колено: Все дамы мулине правой и левой рукой
3 колено: Все кавалеры мулине правой и левой рукой
4 колено общий вальс

10. Круг дам с замком:(4)
1 колено: перемены
2 колено: дамы в середине кадрили делают rond влево, при этом кавалеры подают правую руку, соединяясь с дамами. затем кавалеры, стоя вне круга, соединяются внутри круга руками. Все возвращаются направо.
3 колено: круг расходится в линию, кавалеры поднимают руки и дамы проходят под ними. Кавалеры их догоняют.
4 колено: общий вальс

11. Кадриль с кругом и шеном (4)
1 колено: перемены
2 колено: Первые две пары с парами с правой стороны делают круг, затем с парами с левой стороны шен.
3 колено: Боковые пары повторяют.
4 колено общий вальс

12. Без названия.
1 колено: Перемены
2 колено: все кавалеры переходят к даме пары справа, и танцуют с ней круг за правые руки, а затем круг за левые.
3 колено: Центральные пары танцуют с левыми парами шен.
4 колень: общий вальс

13. Кадриль с крестом 2 (4)
1 колено: перемены
2 колено: Кавалеры за правую руку полоборота, оставляя дам в центре. Дамы берутся левыми руками. Кавалеры переходят к следующей даме. Полоборота с ними, и уже кавалеры подают руку в центр. Дамы переходят на чужие места.
3 колено: повтор 2 колена
4 колено: общий вальс

14. Кадриль с отбоем (4):
1 колено: перемены
2 колено: Ведущие пары — полный шен.
3 колено: Боковые пары — полный шен.
4 колено: Вальс. После вальса кавалеры быстро переходят к даме справа.

15. Без названия №18 (4)
1 колено: перемены
2 колено: ведущие пары с правой dos-a-dos, с левой мулине.
3 колено: боковые пары с правой dos-a-dos, с левой мулине.
4 колено: общий вальс.

16. Кадриль №1 (3)
1 колено: перемены.
2 колено: 1 пара шассе вперед, поворот к правой паре и шассе назад, затем шен, возвращаясь на свои места.
3 колено: вторая ведущая пара повторяет.
4 колено: общий вальс.

17. Кадриль №2 (3)
1 колено: перемены.
2 колено: Все 4 пары променад, выстраиваясь в линию, дамы напротив кавалеров. Кавалеры поднимают руки, дамы проходят под ними и возвращаются на свои места в линии.
3 колено: Дамы наступают, а кавалеры отступают. Затем наоборот. Общий променад на свои места.
4 колено: общий вальс.

18. Кадриль с цепью: (4) — на любое число пар
1 колено: перемены
2 колено: партнеры подают друг другу правую руку и делают полоборота. Кавалеры, стоя лицом наружу, подают левую руку правой даме. С этой дамой они делают полный оборот за левую руку, подают правую руку своей даме, и сделав с ней полоборота, оказываются на своих местах. В боковых парах партнеры расходятся, образуя линии, где ведущие пары являются центром.
3 колено: Линии сходятся, кланяются, боковые пары соединяются и расходятся на свои места, ведущие расходятся так, чтобы образовать линии, с боковыми парами в центре. Линии снова сходятся и расходятся, партнеры возвращаются на свои места.
4 колено: общий вальс

19. Кадриль краковяк: (4) — может исполняться любым числом пар.
1 колено: перемены
2 колено: дамы сходятся в центре, обхватившись между собой, делают круг и возвращаются на свои места. Кавалеры делают такой же круг
3 колено: общий променад в одну сторону до своих мест
4 колено: общий вальс.

20. Кадриль с польским: (упоминается так же у Петровского, который указывает, что в ней 6 колен. Схема, изложенная в «Собрании фигур для котильона» это в целом подтверждает, однако из опыта, проход во 2 колене удобнее делать не за 16, а за 8 тактов. При этом имеющаяся у нас музыка рассчитана на 4 колена, вероятно, в нотах не указан повтор полонезной части. ) (1,4)
1 колено: Перемены
2 колено: Ведущие пары сходятся в центре, кавалер берет чужую даму, идет влево между боковой парой, дама идет на свое место, кавалер возвращается на свое. Затем то же выполняют боковые пары.
3 колено: Первые пары идут променадом до пар слева, обходя визави с правой стороны. С парами слева — шен. Возвращаясь на свое место — круг с правой парой.
4 колено: То же выполняют боковые пары.
5 колено: Общий вальс
Примечание: Специфическая музыка: «после вальса каждый кавалер делает три раза ударение ладонь о ладонь, и потом взяв даму за правую руку повертывает ее на одном месте.»

21. Кадриль манимаска: (4)
1 колено: перемены
2 колено: ведущие пары chasse croisee и шен англез.
3 колено: Боковые пары повторяют фигуру.
3 колено: променад
4 колено: общий вальс

Упоминания без описаний:

Кадриль Багратион (1):
Известно, что содержит 8 колен.

Использованные источники:

[1] Петровский Л.. Правила для благородных общественных танцев…, Харьков, 1825
[2] Максин А.. Изучение бальных танцев, Москва, 1839
[3] Терпсихора, альманах., Москва, 1827 (1828)
[4] Собрание фигур для котильона, числом 224…, СПб, 1828


Статья отпечатана с сайта Студия старинного танца "Зазеркалье": http://mirrorland.rpg.ru

Copyright © 2009 Студия старинного танца "Зазеркалье". All rights reserved.