Студия старинного танца "Зазеркалье" » Кадриль Caledonian (Caledonians, Caladonia, Каледонец, каледонская кадриль). » Print

- Студия старинного танца "Зазеркалье" - http://mirrorland.rpg.ru -

1. Кадриль Caledonian (Caledonians, Caladonia, Каледонец, каледонская кадриль).

Английская (позже — Американская) кадриль из 5 фигур, для 4-х пар.
Источник: ряд источников XIX века, частичный список в конце статьи.
Реконструкция: Даниэла Вигерчук (Кострома, студия Reverence).
Запись, сравнение схем и дополнительные материалы: Стратилатов Борис (Бодхи), студия «Зазеркалье»
Исходное положение: Пары стоят напротив друг друга образуя «Каре» (кадрильный сет). Вторая пара стоит напротив первой, третья справа от первой, четвертая слева.
Названия фигур приведены по Chivers, Caledonian Quadrilles. В дальнейшем, авторы перестают указывать названия фигур, ограничиваясь номерами.

Схема танца:

Первая фигура (Pantalon) (32х2 такта):
1-8 Первая и вторая пары Moulinet правыми и левыми руками.
9-16 balance c партнером и оборот за руки (Tour des mains).
17-24 Chaîne des Dames.
25-28 Demi Promenade
29-32 Demi Chaîne anglaise.

Фигуру повторяют боковые пары.

Вторая фигура (L’Ete) (24х4 такта):
1-8 Первый кавалер выходит вперед (En avant) и танцует любые шаги “a la pastorale” (имеется в виду фигура Французской кадрили), затем возвращается на свое место. (1)
9-12 Все balance с “углом”
13-16 Все Tour des mains с «углом», при этом дамы переходят на место дамы справа.
17-24 Все Promenade (с новыми партнерами).

Фигуру повторяют вторая, третья, четвертая пары по очереди.

Третья фигура (La Poule) (32х4 такта):
1-8 Первая дама и второй кавалер сходятся (En avant), расходятся (En arriere) и Tour des mains в центре. (2)
9-16 Фигура Tiroires: Первая пара, переходит на место второй пары, вторая, обходя первую справа и слева переходит на место первой. Затем на свои места, теперь первая пара обходит вторую.
17-24 Все balance и Tour des mains с “углом”
25-32 Все, взявшись за руки, En avant, En arriere и Tour des mains со своим партнером. (3)

Фигуру повторяют вторая, третья, четвертая пары по очереди.

Четвертая фигура (La Pastorelle)(32х4 такта):
1-4 Первая дама и второй кавалер En avant и останавливаются, затем первый кавалер и вторая дама En avant и останавливаются.
5-8 Tour des mains со своим партнером, возвращаясь на свои места.
9-12 Дамы переходят к кавалерам справа и делают с ними Tour des mains. (4)
13-16 Кавалеры идут к дамам слева и делают с ними Tour des mains.
17-24 Повторение тактов 9-16
25-32 Promenade до своих мест и Tour des mains с партнером.

Фигуру повторяют вторая, третья, четвертая пары по очереди.

Пятая фигура (La Grand Finale) (48х4 тактов, плюс финал):
1-8 Первая пара проходит променадом внутри каре, возвращаясь на свое место.
9-12 Дамы En avant, делают реверанс и En arriere. (5)
13-16 Кавалеры En avant, делают поклон и En arriere.
17-24 balance и Tour des mains с партнером.
25-32 Половина Grand Chaîne (6)
33-40 Променад до своих мест и оборот за руки (7)
41-48 Chassé Croisé (8)

Фигуру повторяют вторая, третья, четвертая пары по очереди.

В финале танцуется общий променад.

История:

Эта кадриль впервые появляется в издании Чиверса, The Caledonian Quadrilles of G.M.S. Chivers в 1821 году. В дальнейшем, она регулярно встречается во многих англоязычных руководствах. Ее нет в немецких, французских и русских источниках, поэтому Caledonian можно считать народной английской кадрилью.
Большинство авторов при описании фигур добавляет собственные незначительные вариации, что подтверждает «народный» характер танца. Эта кадриль встречается вплоть до 1950-го года. Регулярно появляются подражатели (Caledonians second set, caledonians with waltz), но такой популярности они не достигли и исчезали так же быстро, как и появлялись.
В Америку кадриль приходит вероятнее всего в начале 1840-х годов.

Источники изучения:

Здесь приведены только некоторые источники, чтобы не загромождать текст.
The Caledonian Quadrilles of G.M.S. Chivers, c.1821
G. M. S. Chivers — The Modern Dancing Master, 1822, p.160
J. S. Pollock — La Terpsichore moderne, édition 9, 1828
The Fashionable Quadrille Preceptor, édition 11, 1830
The Ball-room Instructer, 1841
The Prompter Quadrille Book. — W B De Garmo 1868
The Caledonian Quadrilles, The Ball-Room Guide 1879
John M. Schell — Prompting, 1890
Allen Dodworth — Dancing and Its Relations to Education and Social Life, édition 5, 1900
Wehman Brothers’ Book on the Way to Dance, 1900
Wilkinson — Dancing without an Instructor, 1904
Victor Silvester — Old Time Dancing, édition 3, 1950

Особенности и варианты исполнения:

В статье приведена схема, характерная для Америки середины XIX века, при этом наиболее яркие отличия от ранней (возможно, авторской) версии Чиверса отмечены сносками:
1. В этом месте у Чиверса и ряда других авторов указано, что нужно танцевать en avant и en arriere дважды, у De Garmo всю фигуру выполняют обе пары — первая и вторая пары En avant, En arriere, En avant, поклон, и En arriere.
2. У Чиверса вместо Tour des mains стоит фигура Dos-a-dos, у De Garmo эту фигуру так же выполняют 2 пары, и она выглядит как en avant, en arriere дважды.
3. У Чиверса в этом месте танцоры исполняют Rond, у De Garmo все взявшись за руки, en avant, en arriere дважды.
4. У Чиверса и De Garmo в этом месте дамы и кавалеры просто
переходят на новое место без последующих оборотов. В Ball-room Guide оборот делается за правую руку.
5. В этом месте у Чиверса вместо поклона, все дамы касаются правыми руками, кавалеры делают то же самое. У De Garmo в этом месте просто En avant и en arriere.
6. У Чиверса в Modern Dancing в этом месте после grand chaine стоит set, однако в Caledonian Quadrilles этого нет.
7. У Чиверса указан только променад, в более поздних книгах в конце променада стоит оборот за обе руки или за правую руку.
8. У Чиверса указано, что дамы идут налево, кавалеры направо к углам, затем делают balance за правую руку с углом. И назад. У De Garmo указано просто chasse croise. Существует так же версия с оборотом с углом за правую руку, а затем при возвращении на свои места — с партнером за левую.

Шаги для Balance:

Учитывая, что Caledonian прошли через все столетие, техника исполнения существенно менялась. Если шаги эпохи ампир изучены достаточно хорошо, то в более поздних периодах могут возникать вопросы.
Прежде всего это относится к исполнению фигуры balance. К счастью, некоторые руководства содержат очень подробные описания, хотя и не похожие друг на друга. Предлагаем на выбор несколько вариантов:

1 вариант (De Garmo):
Партнеры подают руки крест-накрест. Правая рука кавалера держит правую руку дамы, левая — левую. Кавалер начинает с левой ноги, дама с правой. Партнеры делают быстрых 4 скользящих шага в одну сторону, затем в другую. Шаг тот же, что в вальсе в два па. После этого следует повтор связки в другую сторону, или обход партнера на простых шагах (tour des mains).

2 вариант (Wilkinson):
4 шага к партнеру, 4 шага от партнера. После чего — Tour des mains

3 вариант (Wehman):
Партнеры разворачиваются лицом друг к другу и делают 4 скользящих шага вправо, 4 влево. После чего — Tour des mains. Это наиболее часто встречающийся вариант.

4 вариант (Schell):
Партнеры разворачиваются лицом друг к другу и делают глиссад вправо, приставить левую ногу, глиссад влево, приставить правую. После чего — Tour des mains.


Статья отпечатана с сайта Студия старинного танца "Зазеркалье": http://mirrorland.rpg.ru

Copyright © 2009 Студия старинного танца "Зазеркалье". All rights reserved.